Мало читающая молодёжь.
Классика литературного искусства с нежеланием и скукой разбирается учениками в школах на уроках. В свободное время, по собственному желанию – телевизор, компьютерные игры, телефон или многочисленные однодневные печатные саги, романы, фантастика…
В чём же причина? Что стоит пробовать менять: школьную ли программу, ужесточать цензуру для новых печатных произведений . . . или что-то ещё?
Можно выделить три наиболее крупных психологических и социо-культурных фактора порождающих и сопровождающих снижение мотивации современного подрастающего поколения к чтению.
• По величине интереса для молодых людей (да и многих взрослых тоже), в споре «телефон (планшет, компьютер) или книга» чаще всего побеждает не литературное произведение. Дело в том, что при восприятии видео продукции задействуются все наши основные сенсорные каналы: и картинки яркие, и звуки различного диапазона, и сцены происходящего быстро меняются, и куча различных впечатляющих спецэффектов. Ну кто сможет устоять перед таким обилием внутренних впечатлений!
• Информация в фильмах и большинстве современной печатной продукции даётся в чрезвычайно «разжёванном» виде. Когда самому анализировать, «двигать мысль» практически нет необходимости. Так, например, использованный изначально для рекламы механизм «клипового» восприятия плотно укореняется в сознании современных молодых людей и формирует особый тип мышления, так же именуемый «клиповым». В таких случаях информация воспринимается и перерабатывается, в малых, ограниченных дозах, довольно поверхностно и при этом задействуется много каналов чувственного восприятия, что создаёт обманчивое ощущение наполненности и значимости принятых сигналов. «Лёгкое получение ярких впечатлений и БЫСТРОЕ удовлетворение познавательного интереса» - этот процесс похож на питание полуфабрикатами или в фаст-фуде. На настоящую еду не похоже, здоровья несёт мало, но голод утоляет.
• Общение между людьми дома, на работе, с друзьями, в семье становится более приметивным и поверхностным.
- Как дела?
- Нормально…
- Есть будешь?. . . и иди в свою комнату уроки делай, а у меня ещё дела (или устал после работы). . .
А после такого разговора что? Телевизор или аська, вконтакте. . . Как в таком случае понимать себя, свои чувства, переживания, а тем более мысли и эмоции окружающих людей!!?? В последнее время «виртуальное общение» заменяет реальное. Конечно в силу экономии времени. . .но такая реальность «съедает» богатство внутреннего мира, прежде всего эмоционально-чувственного! Разумеется, современному подростку, выражающего и понимающего чувства через набор смайликов, чрезвычайно трудно понять яркую, насыщенную многими полутонами и оттенкам палитру переживаний главного героя в литературных произведениях классиков.
Таким образом, леность души и обеднённость, скупость развития внутреннего мира приводят развитию всё большего нежелания трудиться ради получения информации, мыслительных и чувственных впечатлений.
Какими путями можно преодолеть сниженную мотивацию к чтению серьёзных произведений, а если затронуть более глубокий слой проблемы, то как повысить интерес современных молодых людей к саморазвитию, познанию себя, других людей и окружающего мира?
Сначала возьмём за правило: «Хочешь изменить мир, начни с себя!!». Бесполезно ждать изменений общей социо-культурной ситуации в стране и мире. А тем более винить её во всех неурядицах своей жизни и жизни близких.
Прежде всего, решать проблему нужно с ближайшего взрослого окружения каждого «малочитающего» человека. И работа должно быть ориентирована на зону БЛИЖАЙШЕГО ИНТЕРЕСА подростка. В силу возраста – это сфера общения и познания себя, предъявления себя миру, завоевание авторитета, ценности и уважения в глазах окружающих.
Конечно по яркости впечатлений, фильмы и компьютерные игры вряд ли сразу заменит книга… Но путь к переключению внимания и вместе с тем, развитию внутреннего мира, способности познавать себя, свои чувства, и чувства других людей лежит через общение! Полноценное богатое общение со значимыми взрослыми или просто значимыми для молодого человека людьми (в т.ч. и сверстники). Если говорить конкретно, то поводом для начала общения прекрасно послужат те же интересующие молодого человека фильмы и игры! Важно начать говорить о чувствах, взглядах и мыслях. Например, посмотрели фильм и обсудите его: - Что понравилось, а что нет?
- Какой момент показался самым ярким? Почему запомнился?
- Что чувствовал?
- А что, или как думал, оценивал тот или иной герой? и т.д.
Причём, чтобы разговор состоялся, он не должен походить на допрос с пристрастием))! Начните рассуждения с самих себя, а потом, невзначай спросите мнение ребёнка или молодого человека! Здорово, если в этом поучаствует вся семья (если она конечно дружная).
Такая политика в общении и совместных взглядах на жизнь по-хорошему должна начинаться с самого раннего детства! Тогда, общение и высказывание собственного мнения, взгляда, ощущения входит в привычку растущего человека. А вместе с тем закладываются и развиваются так необходимые каждому человеку и, к сожалению, дефицитные сегодня умения и навыки самопознания, самоощущения, рефлексии и эмпатии (способности чувствовать и понимать переживания другого человека).